Статья Н. Пезешкиана
«Мы не можем понять смерть.
Мы можем только догадываться, что во всём, что происходит в человеческой жизни, господствует высокий смысл, который нам недоступен.
И это есть наша задача — найти ответ на вопрос: «В чём состоит смысл и ценность вашей жизни»?
Вопрос: «Какой смысл имеет моя жизнь?» дифференцируется по сферам, в которых происходит жизнь: «Какой смысл имеет моя профессия, моё партнёрство, моя семья, моя болезнь...?»
Чувство бессмысленности может стать смертельной угрозой и, наоборот, чувство смысловой наполненности может обеспечить счастьем и удовольствием. Найти ответ на этот вопрос непросто, особенно в эту эпоху, в которой сформированный ранее образ человека подвергается сомнению.
Это стало для меня отчётливо понятным, прежде всего, на примере психотерапии. Терапевт проводит своё лечение в зависимости от того, как вопросы о смысле связаны с его картиной человечества (образом человека), его терапевтическим обучением и сообществом. Во время моей долголетней врачебной и психотерапевтической практики, я мог увидеть, что симптомы, определяемые человеком как болезнь, стоят во взаимосвязи, которая придаёт им смысл: за телесными жалобами часто скрываются профессиональные проблемы, за ними — в свою очередь, партнёрские или семейные трудности.
Со всеми этими вопросами тесно связан возникающий вопрос о будущем: здоровое, профессиональное, общественное будущее и будущее как основа смысла существования, которое меньше раскрывается в жёстких научных сведениях, чем через веру в широком смысле этого слова. Это и является полем напряжения между смыслом и бессмысленностью, надеждой и безнадёжностью, оптимизмом и пессимизмом, доверием и сомнением, беспомощностью и утешением, между терпением и изменением.
Существует четыре способа переработки конфликта - 4 фазы горя.
Они перетекают одна в другую. Не для каждого человека эти фазы имеют одинаковую важность.
С их помощью удастся лучше понять горюющего и его реакции.
1. Фаза отрицания
Пациенты нуждаются в усиленной поддержке, если им известно, что у них неизлечимая болезнь, и что смерть придёт к ним в недалёком будущем. Интенсивная эмоциональная работа со смертью происходит, прежде всего, от страха перед смертью. Нередко смертельно больные отрицают тяжесть заболевания. Они чувствуют безнадёжность и теряют смысл жизни.
2. Ярость и злость
Во второй фазе приходят чувства гнева и злости: «Почему именно я? Чем я это заслужил? Что я сделал неправильно?» Пациент проявляет настоящую агрессию, ярость против других людей, которые здоровы. Некоторые пациенты в этой фазе отдаляют себя от Бога и Создания.
3. Замкнутость и чувство вины
Во время третьей фазы пациент чувствует замкнутость и чувство вины. В этот момент может развиться депрессия.
4. Сильное горе
В четвёртой фазе пациент со всей силой скорбит по всем своим ранним потерям. Он скорбит по тем вещам, которые сделал и прежде всего, по тем, которые не сделал. Он скорбит по ошибкам, которые он совершил. Он скорбит о будущем своей семьи и профессиональном будущем. Вопрос, как будут обходиться без него, беспокоит его. Он прощается со всем, что он любил, и что имело для него важность. На этом этапе пациент пытается принять свою собственную судьбу.
Согласно модели позитивной психотерапии у каждого человека есть четыре сферы переработки конфликтов.
Когда имеешь дело с умирающим, важны следующие аспекты:
- телесные жалобы пациента;
- возраст пациента;
- опасение по поводу семьи и их будущего;
- выяснение финансовой безопасности;
- собственный опыт в работе с умирающими пациентами;
- религиозные представления и верования.
Заметки
Родственники и близкие сначала не хотят верить в смерть любимого человека. Они хотят вернуть его обратно. Нормальный процесс скорби заканчивается по истечении определённого срока, аномальные реакции горя могут продолжаться, истощая человека.
Как часто вы разговариваете на эту тему в своей семье и окружении?»