Статья Н. Пезешкиана
«Мои фантазии о своём собственном конце и ожиданиях, которые у меня есть по отношению к своим близким — следующие вопросы я задаю себе и другим относительно исследования смерти:
1. Вы уже составили завещание? Материальное, психологическое и духовное (2-3 стр). «Что я хочу сообщить тем, кто это позже прочитает?»
2. Ходить иногда на кладбище, посещать похороны.
3. Отмечать дни памяти, возможно в уме. Рассказывать присутствующим в вашем социальном окружении об опыте утрат.
4. Как вы справляетесь с потерями помимо своей семьи и круга знакомых (мировые кризисы, войны, предрассудки)?
5. Какой опыт вы можете извлечь для себя из этого события? Как вы можете в будущем сбалансировать четыре качества своей жизни?
6. Каковы ваши цели в жизни:
- на оставшееся время;
- на последующие 12 месяцев;
- на следующие 5 лет;
- на остаток вашей жизни.
7. Что бы вы хотели сделать, если бы вам осталось жить 9 месяцев?
8. Что должно быть написано в последней главе вашей книги?
9. Рекомендуемые книги (библиотерапия).
10. Какие мысли вызывают у вас эти вопросы?
11. Какие у вас целевые представления о будущем, семье, стране, человечестве?
12. Карта памяти. За последние годы после частых тяжёлых потерь среди близких и друзей я составил список около 30 умерших, а также больших мировых катастроф, например, землетрясение на Гаити. Если сейчас возникают различные проблемы, прежде чем приступить к пятиступенчатой модели помощи, в рамках первой ступени я перечитываю этот список, думаю о различных обстоятельствах, подсоединяю молитву и медитацию и затем перехожу к дальнейшей переработке конфликта. Смысл этой карты памяти — сделать мои настоящие проблемы относительными. «Последняя рубашка не имеет карманов»
13. Другие изречения и афоризмы:
«Любви свойственно посещать человека там, где он есть, а не там, где вы бы хотели, чтобы он был» (А. Кёберле)
«Воспоминания — это единственный рай, из которого нас невозможно изгнать» (Ж. Сартр)
«Опыт - это воспоминания, за которые нужно дорого заплатить»
«Смерть - несчастье не для того, то умирает, а для того, кто остаётся в живых» (К. Маркс)
«Жизнь забывает многих, смерть никого» (Г. Керстен)
«Хорошее в человеке обнаруживается только тогда, когда его похоронят». (Герхард Уленбрук)
«Вечная иллюзия предполагать, что ещё вся жизнь впереди. Жизнь всегда оказывается позади». (Вильгельм Раабе)
«Своя кончина прекращает боль, смерть близких её только начинает» (М. Калеко)
«Работа с вопросами смысла тесно связана с видением человека терапевта, его теоретическим обучением и обществом, внутри которого осуществляется терапия» (Н. Пезешкиан)
Мои размышления и резюме
Картина человечества определяется не только тем, что мы ожидаем от себя и от других, но также тем, какие способности и качества у нас и у других уже есть.
Человек находит надёжность и уверенность, в основном, только в своём конкретном понятном окружении.
Так, он ищет самоутверждения посредством телесного удовлетворения: еда, питьё, секс, сон, спорт, эстетика и т. д.; через «бегство» в работу («трудоголик»); путём углубления в отношения с партнёром, который в таком случае должен гарантировать умеренность и безопасность, которые до этого могла предоставить целая культура.
Он находит самоутверждение в контактах, обычно с малыми группами, которые в свою очередь утверждаются в своей сути, выступая против других групп. Существует тенденция к подмене религий (дополнительными религиями), к которым относятся так званые молодёжные религии, а также односторонние тенденции к астрологии, парапсихологии и эзотерике, и «маленькие эрзац-религии», которыми могут стать любые в одностороннем порядке стилизованные убеждения, любые абсолютизированные ценности.
Религия, как целительное средство, действует на природу человека соответствующим образом. Но она имеет смысл только тогда, когда соответствует требованиям, потребностям и желаниям человека и учитывает развитие (принцип времени), относительность и единство.
Если неправильное понимание религии приводит к расстройствам, фиксациям, запрету на развитие, закостенелости интеллектуального процесса, она бессмысленна: как Фейербах обозначил её — и как теологию, и как патологию, Маркс и Энгельс говорили о религии как про опиум для народа, и Фрейд карикатурно представлял её как страховую компанию.
Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смысле жизни. Действительно, мы снова видим что там, где потеряны доверие, надежда и смысл, там и отношение к религии и церкви тоже нарушено.
При этом ряд недоразумений играют особенную роль:
- Неправильное понимание: вера — религия — церковь.
- Неправильное понимание: предопределённая и обусловленная судьба.
- Неправильное понимание: врождённый — приобретённый.
История в путь: «Пока дышу— надеюсь».
«Осуждённому на смерть было разрешено высказать одно желание, которое должно быть гарантированно исполнено: «Я желаю выучить наизусть все книги национальной библиотеки!»
Надежда — это способность не потерять веру в позитивное будущее».