Сценарии жизни людей могут быть разными.
Что такое сценарий жизни с точки зрения психологии?
Трансактный анализ Э. Берна выделяет три существующих Эго-состояния человека:
• «Родитель» — носитель норм и правил;
• «Взрослый» — подходит к ситуации с точки зрения эффективности и рациональности,
• «Ребенок» — часть личности, ответственная за непосредственное выражение своих желаний и эмоций.
Трансактный анализ утверждает, что эти части могут находиться как в гармонии, так и спорить друг с другом, мешая проявляться в поведении человека. Когда происходит сознательное игнорирование интересов этих частей личности, не позволяющее им договориться, то это может приводить к возникновению внутриличностных конфликтов.
На основании этих Эго-состояний Э. Берн открыл представление о существовании жизненных сценариев. Сценарий – это последовательность действий и взаимодействий с окружающими людьми, приводящая к повторяющемуся результату. Если человек постоянно ведет себя в соответствии со своим сценарием, то получает те же победы и поражения, которые получал ранее. В результате жизнь становится похожей на движение по кругу или спирали.
Специалисты в области трансактного анализа выделяют 4 базовых варианта сценариев в зависимости от отношения человека к себе и к окружающим:
1. «Я – О'кей, ты – О'kей» («Я в порядке – Ты в порядке»).
Если человек уверен в том, что с ним самим, его потребностями, мыслями, чувствами все в порядке и к окружающим он относится с той же степенью интереса и уважения, то у него много возможностей для того, чтобы спокойно договариваться с другими людьми, заботиться о них, принимать заботу и получать то, что он хочет от жизни. Это поведение, повторяясь регулярно, создает сценарий победителя.
2. «Я – не О'кей, ты -– О'kей» («Я не в порядке – Ты в порядке»).
Такой человек находится в состоянии постоянной борьбы с собой, испытывая чувство вины, стыда и беспомощности: с другими все в порядке, а со мной – нет. Ощущение себя неполноценным, не таким, как все, мешает устанавливать нормальные отношения с людьми, не дает возможности прямо и открыто выражать свои чувства и потребности. При таких сценариях поведения можно чего-то добиться в жизни, постоянно меняя себя и стремясь достичь того неизвестного идеала, который есть в окружающих, но очень трудно при этом получать удовольствие от жизни.
3. «Я – О'кей, ты – не О'kей» («Я в порядке – Ты не в порядке»).
Такие люди уверены в своей правоте и «нормальности», но они постоянно ощущают мир вокруг себя как «неправильный» и враждебный. Состояние постоянной борьбы с миром приносит определенные плоды, но не дает возможности ощутить счастье от гармонии и взаимопонимания с окружающими.
4. «Я – не О'кей, ты – не О'kей» («Я не в порядке – Ты не в порядке»).
Особенно трудно приходится людям, которые в силу воспитания и самовоспитания оказались в таком сценарии – они воспринимают и мир вокруг, как нечто враждебное и неприятное, и самих себя, как «не таких, как надо». Естественно, что такой взгляд на себя и окружающих полностью лишает всякой возможности делать что-то приятное для себя и полезное для других. Это обеспечивает сценарий проигравшего всегда всем недовольного неудачника.
Перечисленные состояния могут быть нестабильными: в какие-то моменты человек может быть доволен собой, а в какие-то нет – иногда мир кажется доброжелательным, а иногда – враждебным. Существует возможность перехода из одного состояния в другое, но для этого может потребоваться довольно упорная работа над собой, а иногда и помощь психолога.
Сделать первые шаги в этом вам поможет структурный анализ и следующие техники:
«Трансактный самоанализ»
1. Вспомните проблемную ситуацию, в которой ваше поведение не привело к желаемому результату.
2. Определите, какое из Эго-состояний в тот момент проявлялось в наибольшей степени: Родителя, Взрослого или Ребенка?
3. Попробуйте проанализировать ситуацию с каждой из этих Эго-позиций:
• Как с вашей точки зрения, в этом случае надо было поступить правильно?
• А если бы вы ориентировались только на свои эмоции и желания, то что бы делали тогда?
• Какое поведение было бы рациональным и помогло достичь поставленной цели?
4. Теперь у вас есть уже 3 варианта поведения в данной ситуации. Попробуйте их объединить: «Как сделать то, что я хочу и что соответствует моим чувством, оптимальным способом и не нарушая общепринятых норм?»
5. Придумайте минимум 3 варианта ответа на вопрос шага 4. Выберите из них наиболее подходящий для вас.
«Портреты Эго-состояний»
1. Возьмите глину, пластилин или пластик и разделите на три примерно одинаковые части.
2. Представьте себя в состоянии «Ребенок». Как бы выглядело это состояние в глине? Отпустите свои руки в процессе лепки, пока не возникнет ощущение, что ваше состояние полностью воплотилось в материале. Отставьте получившийся результат в сторону.
3. Возьмите следующий кусок глины и вспомните себя в состоянии «Родителя» - с его заботами, тревогами, жизнью как «надо» и «правильно». Отразите это в материале, стараясь не корректировать получившийся образ.
4. Затем представьте себя в позиции «Взрослого» - когда вы чувствуете всю меру своей ответственности и рациональности. Какую фигуру при этом создадут ваши руки из имеющегося материала?
5. Теперь перед вами три «портрета» - варианты ваших Эго-состояний. Посмотрите на них внимательно, нравятся ли они вам.
6. Если бы каждое из этих Эго-состояний получило все, что ему нужно и достигло полного совершенства, как бы каждый из них изменился? Аккуратно, мягко видоизменяя формы, доведите их до желаемого результата.
8. Как бы эти Эго-состояния располагались относительно друг друга? Найдите оптимальное для вас решение.
9. Решите, что вы хотите сделать с этими «портретами» - уничтожить, так как выполнили все, что могли или сохранять еще на какое-то время?
Для помощи психолога в Днепре и онлайн, запишитесь на приём: