У психолога Киселевской Светланы "Судьба улыбается тому, кто хочет видеть эту улыбку"

Психолог в Днепропетровске и психолог онлайн:

050-453-65-16, 096-561-38-87

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Консультация психолога в Днепропетровске  и психологическая помощь онлайн

  • detskiy-psiholog.jpg
  • horoshiy-psiholog.jpg
  • psiholog-dnepr.jpg
  • semeynyiy-psiholog.jpg
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Трансактный анализ общения. Жизненные сценарии.

Трансактный анализ Берна выделяет три существующих Эго-состояния человека:

• «Родитель» - носитель норм и правил;

• «Взрослый» - подходит к ситуации с точки зрения эффективности и рациональности,

• «Ребенок» - часть личности, ответственная за непосредственное выражение своих желаний и эмоций.

Трансактный анализ утверждает, что эти части могут находиться как в гармонии, так и спорить друг с другом, мешая проявляться в поведении человека. Когда происходит сознательное игнорирование интересов этих частей личности, не позволяющее им договориться, то это может приводить к возникновению внутриличностных конфликтов.

На основании этих Эго-состояний Эрик Берн открыл представление о существовании жизненных сценариев. Сценарий - это последовательность действий и взаимодействий с окружающими людьми, приводящая к повторяющемуся результату. Если человек постоянно ведет себя в соответствии со своим сценарием, то получает те же победы и поражения, которые получал ранее. В результате жизнь становится похожей на движение по кругу или спирали.

Специалисты в области трансактного анализа выделяют 4 базовых варианта сценариев в зависимости от отношения человека к себе и к окружающим:

1. «Я – О'кей, ты – О'kей» («Я в порядке – Ты в порядке»).

Если человек уверен в том, что с ним самим, его потребностями, мыслями, чувствами все в порядке и к окружающим он относится с той же степенью интереса и уважения, то у него много возможностей для того, чтобы спокойно договариваться с другими людьми, заботиться о них, принимать заботу и получать то, что он хочет от жизни. Это поведение, повторяясь регулярно, создает сценарий победителя.

2. «Я – не О'кей, ты -– О'kей» («Я не в порядке – Ты в порядке»).

Такой человек находится в состоянии постоянной борьбы с собой, испытывая чувство вины, стыда и беспомощности: с другими все в порядке, а со мной - нет. Ощущение себя неполноценным, не таким, как все, мешает устанавливать нормальные отношения с людьми, не дает возможности прямо и открыто выражать свои чувства и потребности. При таких сценариях поведения можно чего-то добиться в жизни, постоянно меняя себя и стремясь достичь того неизвестного идеала, который есть в окружающих, но очень трудно при этом получать удовольствие от жизни.

3. «Я – О'кей, ты – не О'kей» («Я в порядке – Ты не в порядке»).

Такие люди уверены в своей правоте и «нормальности», но они постоянно ощущают мир вокруг себя как «неправильный» и враждебный. Состояние постоянной борьбы с миром приносит определенные плоды, но не дает возможности ощутить счастье от гармонии и взаимопонимания с окружающими.

4. «Я – не О'кей, ты – не О'kей» («Я не в порядке – Ты не в порядке»).

Особенно трудно приходится людям, которые в силу воспитания и самовоспитания оказались в таком сценарии - они воспринимают и мир вокруг, как нечто враждебное и неприятное, и самих себя, как «не таких, как надо». Естественно, что такой взгляд на себя и окружающих полностью лишает всякой возможности делать что-то приятное для себя и полезное для других. Это обеспечивает сценарий проигравшего всегда всем недовольного неудачника.

Перечисленные состояния могут быть нестабильными: в какие-то моменты человек может быть доволен собой, а в какие-то нет - иногда мир кажется доброжелательным, а иногда - враждебным. Существует возможность перехода из одного состояния в другое, но для этого может потребоваться довольно упорная работа над собой, а иногда и помощь психолога.

Сделать первые шаги в этом вам поможет структурный анализ и следующие техники:

«Трансактный самоанализ»

1. Вспомните проблемную ситуацию, в которой ваше поведение не привело к желаемому результату.

2. Определите, какое из Эго-состояний в тот момент проявлялось в наибольшей степени: Родителя, Взрослого или Ребенка?

3. Попробуйте проанализировать ситуацию с каждой из этих Эго-позиций:

• Как с вашей точки зрения, в этом случае надо было поступить правильно?

• А если бы вы ориентировались только на свои эмоции и желания, то что бы делали тогда?

• Какое поведение было бы рациональным и помогло достичь поставленной цели?

4. Теперь у вас есть уже 3 варианта поведения в данной ситуации. Попробуйте их объединить: «Как сделать то, что я хочу и что соответствует моим чувством, оптимальным способом и не нарушая общепринятых норм?»

5. Придумайте минимум 3 варианта ответа на вопрос шага 4. Выберите из них наиболее подходящий для вас.

 

«Портреты Эго-состояний»

1. Возьмите глину, пластилин или пластик и разделите на три примерно одинаковые части.

2. Представьте себя в состоянии «Ребенок». Как бы выглядело это состояние в глине? Отпустите свои руки в процессе лепки, пока не возникнет ощущение, что ваше состояние полностью воплотилось в материале. Отставьте получившийся результат в сторону.

3. Возьмите следующий кусок глины и вспомните себя в состоянии «Родителя» - с его заботами, тревогами, жизнью как «надо» и «правильно». Отразите это в материале, стараясь не корректировать получившийся образ.

4. Затем представьте себя в позиции «Взрослого» - когда вы чувствуете всю меру своей ответственности и рациональности. Какую фигуру при этом создадут ваши руки из имеющегося материала?

5. Теперь перед вами три «портрета» - варианты ваших Эго-состояний. Посмотрите на них внимательно, нравятся ли они вам.  

6. Если бы каждое из этих Эго-состояний получило все, что ему нужно и достигло полного совершенства, как бы каждый из них изменился? Аккуратно, мягко видоизменяя формы, доведите их до желаемого результата.

8. Как бы эти Эго-состояния располагались относительно друг друга? Найдите оптимальное для вас решение.

9. Решите, что вы хотите сделать с этими «портретами» - уничтожить, так как выполнили все, что могли или сохранять еще на какое-то время?

Главная | Услуги | Группы | Для семьи | Для детей | Обо мне | Отзывы | Задать вопрос | Контакты

© Киселевская Светлана, 2013-2017. Все права защищены. Психолог Днепропетровск. Психолог онлайн. Семейный психолог Днепропетровск. Детский психолог Днепропетровск.

Яндекс.Метрика