Психолог Киселевская Светлана Решение проблем здесь! Помощь для вас, семьи и детей

Консультации онлайн — скайп, вайбер

☎ 095-562-93-91 ☎ 096-561-38-87

Психолог Днепропетровск и онлайн запись на прием

Консультация психолога в Днепропетровске  и психологическая помощь онлайн

  • detskiy-psiholog.jpg
  • horoshiy-psiholog.jpg
  • psiholog-dnepr.jpg
  • semeynyiy-psiholog.jpg

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

При всей важности теоретических знаний, методической подготовки и практического опыта психотерапевта, главным «инструментом» в его работе с клиентом является он сам.

К. Юнг как-то заметил, что

личность психотерапевта — лучшая формула самой психотерапии.

Психотерапия

Психотерапевт работает собой, своим собственным «Я».

В общем виде это признается многими, но все дело в том — какие именно качества при этом считать главными и как их можно развивать.

Исследования Б. Карвасарского, И. Вайнера, С. Глэддинга подтверждают вышесказанное, при этом авторы  полагают, что личностные черты психотерапевта влияют на эффективность психотерапевтического процесса. 

Выделяют такие характеристики, как концентрация на клиенте, внимательность к его эмоциям, открытость, восприимчивость взглядов, отличных от своих, гибкость, терпимость, свобода действия и объективность мышления.

Х. Пезешкиан так говорит о личностных качествах, которые способствуют психотерапевтическим отношениям:

— общее альтруистическое отношение;

— открытость к новым техникам и подходам;

— использование психотерапии поддержки;

— понимание человеческих страданий,

— творчество и импровизация психотерапевта.

Эффективность психотерапии зависит не только от действенности метода и степени овладения его теорией и техникой выполнения отдельных приёмов, но и от эмоциональной зрелости специалиста, его гибкости и способности осознавать и выражать собственные эмоции и их содержание.

По выражению Л. Волберга,

даже самый лучший тренинг и опыт не могут компенсировать отсутствие позитивных личностных качеств, без которых ни одна техника не может быть действительно продуктивной.

Д. Бьюдженталь считает, что работа психотерапевта — это особый вид искусства. И потому здесь, как и в любом виде искусства, огромную роль играют интуиция, гибкость и независимость.

Но есть также и специфические «составляющие» искусства психотерапии, суть которых состоит в способности психотерапевта актуализировать заботу клиента о собственной жизни и его работу по изменению ее.

Поэтому Д. Бьюдженталь считает, что психотерапевты похожи на «группу спасателей», они «освобождают пленников», помогают человеку выйти из своей собственной внутренней тюрьмы страхов, стереотипов, неверия в себя и жить более свободно.

В силах терапевта — только содействовать внутреннему поиску клиента, помочь ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам.

В этом и состоит подлинное искусства психотерапевта.

Существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психотерапевта и критерии эффективности его практической работы (Г. Абрамова, Ю. Алешина,  Р. Немов, Е. Рогов и др.). 

И. Дубровиной были выделены профессиональные умения психотерапевта, определяющие успешность психологической беседы.

К ним относятся:

— владение приемами рефлексивного и активного слушания;

— умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения;

— умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос;

— умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия и др.

Данный блок умений, называемый многими авторами как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных особенностям межличностных отношений.

Так, например, А. Болотова рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное протекание коммуникативного процесса.

Автор выделяет умение слушать, говоря что

эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени, от понимания невербальных сигналов. Которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и слушать и слышать его.

Наиболее действенна в общении безоценочная обратная связь — активное слушание, при которой по ходу беседы расшифровывается смысл сообщений, выясняется их реальное значение.

Эффективность психотерапевта зависит также от навыков межличностного взаимодействия.

Исследование Л. Цветковой показало, что существенным фактором профессиональной успешности психотерапевта является также «коммуникативная компетентность».

Положительная направленность интеракций и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии и самооценки, отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия — все это составляет коммуникативную компетентность психотерапевта.

Эффективные психотерапевты  видят клиента как человека, а не как проблему,  внимательны к его самооценке, с клиентом ведут себя естественно и фокусируются на безопасных и доверительных отношениях.

В исследовании, проведенном А. Долженко, на первый план в образе идеального психотерапевта испытуемые выдвигали черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способности вселять уверенность, способности к сотрудничеству, доброжелательности, общительности, любезности в обхождении.

Нежелательными для психотерапевта испытуемые отмечали черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, а также легкой подчиняемости, покладистости, неуверенности в себе, робости.

Таким образом, были получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психотерапевту в процессе своей профессиональной деятельности.

Прежде всего, это деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке клиента, а также дружелюбие, внимательность и любезность.

Однако при этом следует уметь настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека.

В соответствии с  профессиограммой психотерапевта, ниже приводятся качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

Способности:

— высокий уровень развития концентрации и стойкости внимания;

— высокий уровень развития переключения и распределения внимания;

— хорошо развитая образная и словесно-логическая память;

— высокий уровень развития образного мышления;

— развитие логического мышления;

— хорошо развитые мнемонические способности;

— коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);

— умение слушать;

— вербальные способности (умение говорить четко и ясно);

— грамотное выражение мыслей;

— способность к самоконтролю.

Личностные качества, интересы и склонности:

— высокая степень личной ответственности;

— терпимость, безоценочное отношение к людям;

— интерес и уважение к другому человеку;

— стремление к самопознанию, саморазвитию;

— оригинальность, разносторонность;

— любознательность;

— тактичность, воспитанность;

— склонность к сопереживанию;

— инициативность;

— целенаправленность, настойчивость;

— интуиция, умение прогнозировать события;

— ловкость;

— умение хранить тайну;

— творческое начало; 

— эрудированность.

 

Получить помощь психотерапевта, записаться на приём:

Психолог Днепропетровск и онлайн запись на прием